Сколы керамики
Скалывание характерно для многих керамических изделий. Это могут быть сколы облицовки конструкций из металлокерамики; сколы коронок, сделанных на основе оксида циркония; сколы керамических вкладок и виниров. Естественно, у многих людей в таких случаях возникает вопрос, можно ли отколовшуюся часть приклеить.
- Это действительно возможно, однако как долго продержится такая конструкция?
Проблема в том, что причиной сколов является отнюдь не малая прочность самого материала, а работа жевательных мышц. Если коронка в течение длительного времени испытывает высокую жевательную нагрузку, то некоторые участки материала испытывают напряжение, что и приводит к сколу.
- На это пациент может возразить: «Но ведь я ничего жесткого не ел». В этом нет противоречия: можно употреблять только мягкую пищу, и это все равно будет наносить вред керамике.
Разберемся по порядку. Жевательные мышцы – самая сильная группа мышц в человеческом организме. Они могут достигать силы в 300 кг/ см². После установки коронки возникает ощущение, что зуб немного мешает, даже если коронка поставлена качественно. Стоматологи в таких случаях советуют немного подождать, ведь коронке нужно привыкнуть. И верно, вскоре дискомфорт проходит.
Это связано с тем, что коронка может быть чуть выше, чем нужно. Со временем жевательные мышцы к этому приспосабливаются, но коронка все равно завышает прикус (так называемый преждевременный контакт) и получает повышенную нагрузку. Нагрузка в таких случаях распределяется неравномерно и ложится, в основном, именно на коронку. Некоторые участки облицовки подвергаются постоянному напряжению; в результате – скол.
Что же будет, если отколовшийся кусочек приклеить на место? Понятно, что в скором времени последует повторный скол.
Даже если откорректировать преждевременный контакт с помощью шлифовки, место соединения коронки с отколовшейся частью просто не сможет выдержать нормальной нагрузки. То же самое будет, если коронка не создает помех при смыкании, но человек чувствует, что при движении нижней челюсти зуб словно «цепляет».
«Но я не стискиваю зубы и не ем твердого! Откуда берется повышенная нагрузка?» - вновь спрашивает пациент.
Может быть, в течение дня Вы и не сжимаете сильно зубы, однако жевательные мышцы работают и во сне, причем даже активнее. Это называется «бруксизм», и он свойственен 99% людей. Бруксизм может быть спровоцирован коронкой, вызвавшей завышенный прикус. К тому же, зубной скрежет является естественной реакцией на стрессовые ситуации, и происходит он бесконтрольно.
Бруксизм может быть причиной повышенной (патологической) стираемости зубов, болевых ощущений в мышцах жевательного аппарата, напряженности мышц головы и шеи, что особенно проявляется по утрам. Врач-гнатолог знает, какие процессы происходят во рту в периоды сна, и может объяснить причины стирания зубов и эмали, а также рассказать, почему же скололась керамика.
Еще одним последствием установки коронки может стать смещение нижней челюсти. Это происходит оттого, что коронки изготавливаются, исходя не из индивидуальной формы Ваших зубов, а из средне-анатомических показателей. В итоге прикус завышается, и мышцы немного сдвигают нижнюю челюсть. Это смещение, в свою очередь, вызывает смещение структур височно-нижнечелюстного сустава. Нижняя челюсть, являющаяся одной из частей этого сустава, начинает хрустеть, сам сустав начинает болеть. В таких ситуациях строго рекомендуется немедленная консультация у гнатолога.
Наука гнатология позволяет выяснить особенности работы Вашего жевательного аппарата и понять, отчего у Вас стираются зубы, щелкает либо хрустит нижняя челюсть, скалывается керамика на коронках.
- Всесторонняя диагностика и последующее лечение стираемости, сколов и хруста челюсти проводятся по методике, разработанной Рудольфом Славичеком.
Суть этой методики состоит в использовании специального оборудования, с помощью которого рассчитываются индивидуальные особенности зубочелюстной системы для реставрации зубов пациента.
Что же касается непосредственно сколов керамики, то оптимальным вариантом решения вопроса с максимально предсказуемым и надежным результатом будет замена всей конструкции на новую.